» » Мексиканские ритмы во «Вселенной звука»
Информация к новости
  • Просмотров: 1 286
  • Автор: Timur
  • Дата: 30-06-2017, 20:30
  • 0
30-06-2017, 20:30

Мексиканские ритмы во «Вселенной звука»

Категория: Новости

Мексиканские ритмы во «Вселенной звука»«Это было что-то невероятное! В некоторые моменты я была близка к трансу – мне казалось, что я не в центре Москвы, а где-то на пирамидах во время церемонии ацтеков», – таким впечатлением поделилась одна из слушательниц сразу после концерта «Мексика: пульсы истории», проходившего 25 июня 2017 года в Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

В тот вечер на сцене Рахманиновского зала, известного своей «летящей акустикой», выступала артистка Оркестра филармонии г. Мехико Габриэла Хименес, виртуозно владеющая всеми видами перкуссии. Несколько вещей в дуэте с ней исполнила ее коллега из этого же оркестра – альтистка Милана Соболева, живущая с 1990 года в Мексике. Концерт проходил в рамках XV Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука», который проводится Научно-творческим центром «Музыкальные культуры мира», предоставляя московским зрителям и гостям российской столицы возможность услышать аутентичную и современную музыку в классических традициях в исполнении лучших музыкантов из разных стран.

Концерт «Мексика: пульсы истории» предваряла приветственная речь Чрезвычайного и Полномочного Посла Мексики в России госпожи Нормы Пенсадо Морено, заступившей на этот пост 21 июня 2017 года. Ее Превосходительство сказала, что это ее первое публичное выступление в качестве Посла в России, и глубоко символично, что оно открывает такое прекрасное культурное мероприятие – концерт мексиканской музыки в прославленной Московской консерватории! Госпожа Пенсадо выразила надежду, что музыка ее древней земли проникнет в сердца российских слушателей и сделает народы двух стран ближе.

Атташе по культуре Посольства Мексики в России господин Хорхе Рейносо Поленс поблагодарил Центр «Музыкальные культуры мира» в лице ее руководителя музыковеда Маргариты Каратыгиной, которая является инициатором и директором одного из самых престижных фестивалей традиционной музыки в мире. Господин Рейносо подчеркнул, что данный концерт организовал Фонд российско-мексиканского культурного сотрудничества имени П.И. Чайковского, созданный в 2014 году представителями российского музыкального сообщества в г. Мехико.

Президент Фонда Мария Непомнящая, открывая концерт, сказала: «Музыка, которую вы сегодня услышите, пришла из глубины веков. Некоторые произведения, которые сегодня исполнит на ударных инструментах Габриэла Хименес, – точный звуковой слепок того, что слышали древние ацтеки и майя во время своих сакральных ритуалов. Габриэла Хименес будет их исполнять на инструментах доколумбовой Мексики, которые были созданы современными мастерами на основе исторических рисунков и дошедших до нас сквозь века раритетов».

Наверно, за всю свою 130-летнюю историю Рахманиновский зал не ведал такого разнообразия ритмов и звуков ударных инструментов! А то, что можно создавать музыку, используя только пульты для нот, стало в тот вечер открытием для всех слушателей. Габриэлу Хименес неслучайно называют «Королевой ритмов». Она может моментально преображаться на сцене – из тихой индианки, деликатно ударяющей палочками по символизирующему женское начало бруску «тепонастли», она вдруг превращается в грозную колдунью с бубнами в руках, затем мы видим ее в облике строгой учительницы, четко дающей указания всем регистрам вибрафона. А встав за установку с литаврами, Габриэла становится апологетом тяжелого рока, заставляющего почтенную публику академического зала раскачиваться в такт.

Габриэла Хименес окончила Высшую школу музыки «Жизнь и движение» в Мехико по специальности «ударные инструменты». Получила степень бакалавра музыки в Хартфордском университете (США), магистра музыки в Университете Анауак (Мексика). Звание «Мастер музыки» ей присвоено в Манхэттенской школе (США). С 1991 г. она концертмейстер ударной группы Оркестра филармонии г. Мехико, преподаватель кафедры ударных инструментов в Национальном университете Мексики и Высшей школе музыки «Жизнь и движение». Выступала в качестве солистки со всеми симфоническими оркестрами Мексики, а также Симфоническим оркестром г. Сан-Диего (США), Оркестром Манхэттенской филармонии (г. Нью-Йорк, США), Национальным симфоническим оркестром Венесуэлы. Работала с такими дирижерами как Курт Мазур, Леонард Бернстайн, Лукас Фосс, Оливер Кнассен, Скотт Ю, Андре Превин, Дэвид Гилберт. В 2004 г. выступала с «Оркестром Мира» под управлением Валерия Гергиева в Москве и Санкт-Петербурге в группе ударных инструментов. Но ее потрясающие соло москвичи смогли услышать впервые только во «Вселенной звука» -2017.

В культуре Мексики переплелись разные традиции и эпохи. Это очень органично отразилось в программе концерта. В дуэте с альтисткой Миланой Соболевой Габриэла Хименес исполнила на вибрафоне и ударных несколько произведений современных композиторов – американца Дэвида Нуна и мексиканца Алексиса Аранды. Музыка каждого из них очень своеобразна, они оба композиторы-новаторы, любят экспериментировать со звуком, много пишут для театра и кино, оба уже достаточно известны в музыкальном пространстве планеты, но в России их музыка со сцены прозвучала впервые. Отметим, что композитор Дэвид Нун, профессор Манхэттенской Высшей школы музыки (США), старше своего мексиканского коллеги на целое поколение. Он родился в 1946 году, Алексис Аранда – в 1974. Дэвид Нун получил степень магистра музыковедения в Нью-Йоркском университете. Стиль Нуна формировался под влиянием Стравинского, Веберна, Булеза, ему присуще сочетание классических форм (соната, вариации, рондо, средневековые танцы) и тонального диатонизма в гармонии. Габриэла Хименес и Милана Соболева в Москве исполнили его «Концертный дуэт для альта и вибрафона». Со сцены Московской консерватории прозвучали и его пьесы, написанные специально для ударных инструментов в качестве соло: зажигательные «Четыре шкуры» для четырех тамтамов и «TRIPLE X» – «Трижды три» для девяти ударных инструментов: три из них из древесины, три из металла и три мембранных – из натянутой кожи.

Композитор Алексис Аранда – один из ярких представителей неоромантизма в симфонической музыке. Он выпускник Национальной консерватории г. Мехико по классу композиции (проф. Марио Лависта), лауреат Премии имени Моцарта (2002). Произведения Алексиса Аранды исполняются наиболее известными оркестрами Мексики по всей стране, в США – филармоническими оркестрами Луизианы, Хантсвилла (штат Алабама), Мичигана и Нью-Мексико. Его произведения звучат в исполнении Оркестра филармонии Буэнос-Айреса (Аргентина), Монтевидео (Уругвай), Национального симфонического оркестра Перу, Оркестра «Charlemage» (Бельгия). Алексис Аранда – участник многих международных фестивалей Мексики, стран Латинской Америки и Европы. Музыка Аранды очень востребована в кино и театральных постановках. Его мелодии напоминают песни без слов, а то и драматические диалоги почти зримых героев. На фестивале «Вселенная звука» в Москве прозвучало Адажио из его Концерта для виолончели с оркестром в авторском переложении для альта и вибрафона. Большим успехом у слушателей пользовалась и его лирическая пьеса Credo, исполненная Габриэлой Хименес и Миланой Соболевой.

Альтистка Милана Соболева родилась в г. Москве, окончила МДМШ им. Гнесиных по классу скрипки (педагог М. Ф. Украинцева), затем ГМПУ им. Гнесиных по классу альта (преподаватель Е.Ю. Стоклицкая) и Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «альт» (класс проф. Ю.М. Юрова). С 1990 г. по настоящее время работает в Оркестре филармонии г. Мехико, являясь заместителем концертмейстера группы альтов и солисткой оркестра. Работала в струнном квартете «Sor Huana», преподавала на кафедре альта в частной Академии музыки Юрико Коронумы (Мексика). Является одним из организаторов Ансамбля альтистов г. Мехико, успешно выступающего на различных площадках страны. В 2014 г. Милана Соболева стала инициатором создания Фонда российско-мексиканского культурного сотрудничества им. П.И. Чайковского в Мексике. Концерт «Мексика: пульсы истории» в Рахманиновском зале Московской консерватории – один из проектов Фонда.

Взыскательная столичная публика высоко оценила мастерство Габриэлы Хименес и Миланы Соболевой. После продолжительных аплодисментов дуэт вышел на бис, и в зал полилась музыка, хорошо знакомая всем с детства ¬– «Лебедь» Камила Сен-Санса. Гибкий и нежный звук альта летел над прозрачными серебристыми волнами вибрафона, то опускаясь на его поверхность, то вновь устремляясь в вышину.

Зименкова Фаина
Фото Аиды Соболевой


Мексиканские ритмы во «Вселенной звука»
Мексиканские ритмы во «Вселенной звука»
Мексиканские ритмы во «Вселенной звука»
Мексиканские ритмы во «Вселенной звука»
Мексиканские ритмы во «Вселенной звука»

Архив новостей

Март 2019 (19)
Февраль 2019 (15)
Январь 2019 (18)
Декабрь 2018 (20)
Ноябрь 2018 (27)
Октябрь 2018 (23)
^